Решение Верховного Суда РФ от 03.10.2012 N ВКГПИ12-56 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 3 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утв. Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 N 1280"

Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Шалякина А.С.,
при секретаре А.,
с участием старшего военного прокурора отдела управления Главной военной прокуратуры полковника юстиции О., представителя Министра обороны Российской Федерации Б., а также представителя Министерства юстиции Российской Федерации И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ш. о признании противоречащим действующему законодательству п. 3 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280, в части слов "с учетной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, но не более восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека",

установила:

Ш. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просит признать недействующим п. 3 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 (далее - Инструкция), в части слов "с учетной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, но не более восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека".
По его мнению, нормы, содержащиеся в оспариваемом пункте Инструкции, противоречат Конституции Российской Федерации, ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", ч. 5 ст. 5, ч. 6 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Ш. утверждает, что в соответствии с указанными нормативными правовыми актами для военнослужащих учетные нормы устанавливаются законом или Указом Президента Российской Федерации, а Министр обороны Российской Федерации такими полномочиями не наделен. Более того, в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует обеспечение военнослужащих жилыми помещениями общей площадью не менее 18 метров квадратных на человека, в связи с чем оспариваемая норма, допускающая установление органами местного самоуправления учетной нормы для военнослужащих менее этого размера, является незаконной.
Также, по мнению заявителя, Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не наделяют органы местного самоуправления правом устанавливать учетные нормы жилого помещения для установления факта нуждаемости в жилом помещении в отношении военнослужащих.
Представители Министра обороны Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации в своих возражениях требования заявителя не признали и просили отказать в их удовлетворении.
Извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания Ш. в суд не прибыл и просил рассмотреть заявление без его участия.
В судебном заседании представители указанных Министерств Б. и И. также возражали против удовлетворения требований Ш., при этом указывая, что оспариваемый приказ издан в соответствии с полномочиями Министра обороны Российской Федерации, права заявителя не нарушает.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей Министра обороны Российской Федерации Б., Министерства юстиции Российской Федерации И. и заключение прокурора отдела управления Главной военной прокуратуры полковника юстиции О., полагавшего необходимым отказать в удовлетворении требований заявителя, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 3 ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
Министр обороны Российской Федерации приказом от 30 сентября 2010 г. N 1280 утвердил Инструкцию о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма.
Данный приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 октября 2010 г. (регистрационный N 18841) и опубликован в "Российской газете" от 29 октября 2010 г. N 246.
Приказ издан Министром обороны Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных Министру обороны Российской Федерации Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082.
Таким образом, оспариваемый приказ издан правомочным на это должностным лицом - Министром обороны Российской Федерации в пределах его компетенции и в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Федеральный закон "О статусе военнослужащих", устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривает как ряд государственных гарантий и компенсаций, так и ряд ограничений, в том числе в сфере реализации жилищных прав указанных лиц. Принятием указанного Закона государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязательства и гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Формы и порядок реализации военнослужащими конституционного права на жилище установлены ст. 15 указанного Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно чч. 4 - 6 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категориям граждан, могут быть установлены иные учетные нормы.
Исходя из содержания указанных норм Жилищного кодекса Российской Федерации, полномочия органов местного самоуправления по установлению учетной нормы жилого помещения распространяются на все категории граждан, обеспечиваемых жильем за счет государства, за исключением случаев реализации уполномоченными органами полномочий, предусмотренных ч. 6 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, по установлению иных учетных норм жилого помещения для отдельных категорий граждан.
Действующее законодательство не содержит положений, устанавливающих иные учетные нормы жилого помещения для военнослужащих.
Таким образом, в настоящее время вопрос о признании военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях разрешается в соответствии с учетной нормой, установленной в силу ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления.
Проверка законности наделения органов местного самоуправления указанными полномочиями и соответствия указанной нормы Жилищного кодекса Российской Федерации Конституции Российской Федерации и Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в компетенцию Верховного Суда Российской Федерации не входит.
При таких обстоятельствах оспариваемые положения Инструкции, в соответствии с которыми признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и с учетной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, но не более восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека, приняты в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации и не нарушают прав заявителя.
Что же касается ссылок заявителя на ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", то указанная норма не регулирует правоотношения, связанные с порядком признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях, и не влияет на законность оспариваемой нормы Инструкции.
В силу ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

решила:

В удовлетворении заявления Ш. о признании противоречащим действующему законодательству п. 3 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280, в части слов "с учетной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, но не более восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека", отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Судья Верховного Суда Российской Федерации А.С.ШАЛЯКИН

Разместить в сети:

Наиболее читаемые

Распоряжение Мособлкомцен от 15.09.2015 N 115-Р
Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения